Как защитить себя от мошенников в интернете

30.03.2021

Две трети или 64% латвийцев лично сталкивались с попытками мошенничества по электронной почте, телефону или в социальных сетях.

20% опрошенных становились жертвами мошенников и теряли при этом деньги, свидетельствует проведенный Институтом финансов Swedbank опрос.

Согласно результатам опроса, мошеннические предложения в основном приходят по электронной почте (45%), в свою очередь, в социальных сетях и формате телефонных звонков – в два раза реже. Хотя каждый третий житель (36%) указывает, что с мошенническими сообщениями не сталкивался, это в ряде случаев объяснимо более низкой способностью их распознать. Об этом свидетельствуют углубленные ответы на вопросы о безопасности данных в цифровой среде. Так, опрос показал, что 64% жителей не знают, как распознать безопасный для расчетов сайт, при этом каждый пятый опрошенный (21%) основывается на ложных представлениях при определении признаков, которые позволяют распознать безопасную интернет-страницу. В целом лишь четвертая часть жителей чувствует себя компетентными и абсолютно грамотными в вопросах финансовой безопасности в интернете, и только третья часть уверена, что в достаточной мере оберегает свою персональную информацию.

Опыт учит

Хотя 79% опрошенных совершенно уверены, что банк никогда не попросит по электронной почте раскрыть персональную информацию, в том числе коды доступа к интернет-банку, 21% жителей все-таки частично или полностью допускают, что банк мог бы так поступить, и тем самым подвергают себя риску стать жертвой мошенничества.

«Жители, которые хотя бы раз столкнулись с мошенничеством, при осуществлении отдельных действий проявляют большую бдительность, чем те, у кого такого опыта нет. Они чаще уделяют время тому, чтобы регулярно проверять банковские счета и сообщать о замеченных подозрительных действиях, они ведут себя осторожнее, публикуя персональную информацию в социальных сетях, а перечисления осуществляют на безопасных для расчетов сайтах. К сожалению, у большей части общества имеются существенные пробелы в вопросах, касающихся безопасности в интернете, поэтому существует риск стать потенциальными жертвами мошенничества», – отмечает эксперт Института финансов Swedbank Эвия Кропа.

Убытки небольшие, но болезненные

Тактика интернет-мошенников в большинстве случаев основана на выманивании небольших сумм у максимального количества «Клиентов». Человек, который из-за своей невнимательности или незнания расстался с несколькими десятками евро, скорее всего, не станет обращаться в полицию, и не будет заявлять о мошенничестве. Ущерб в этом случае можно считать больше моральным, чем материальным.

Говоря о денежных суммах, с которыми латвийским жителям, ставшим жертвами мошенников, приходилось расставаться, можно отметить, что преимущественно убытки были невелики – до 50 евро. Только 8% признали, что потеряли от 50 до 500 евро, а еще 3% за свою невнимательность, сталкивая с мошенниками, заплатили суммы, которые превышают 500 евро. Чаще на мошеннические предложения отзывались жители с низкими и средними доходами, а также сениоры старше 60 лет. «Хотя в плане денег индивидуально потерянные суммы не оцениваются как очень большие, все же тенденция того, что больший или меньший финансовый ущерб пережил каждый пятый опрошенный, указывает на обширность проблемы. Суммарно выгода мошенников значительна, и ясно, что количество попыток мошеннического вымогательства денег в будущем не уменьшится. Это, разумеется, не основание, чтобы избегать активности в цифровой среде, скорее, требуется осознавать потенциальные риски и соблюдать надлежащую осмотрительность. Немало случаев, когда именно недостаток внимания и даже легкомысленность пользователя становятся козырем для мошенников», – говорит Э. Кропа.

Кроме того, замечено, что, сталкиваясь с финансовым мошенничеством, жители сравнительно редко обращаются в различные институции. В большинстве случаев те, кто в результате мошеннических действий потерял деньги, делится этой информацией с близкими людьми, но крайне редко обращается к широкой общественности или в учреждения, в том числе в полицию или в банк – это делает примерно пятая часть пострадавших.